Elena Smirnova (elena_2808) wrote,
Elena Smirnova
elena_2808

Category:

История про ожидание смерти

В театре им. М.А. Булгакова одни знакомые лица – здесь собрались поклонники «Коляда-театра» и Центра современной драматургии из г. Екатеринбурга. В этом году у них праздник – обычно оба театральных коллектива приезжают на гастроли в столицу одновременно, в этот раз в январе ЦСД не было, зато сейчас они привезли 11 спетаклей, да каких!!!

Волей случая пару лет назад я уже видела спектакль ЦСД «Как Зоя гусей кормила» в Боярских палатах. Тогда я была просто сражена наповал мобильностью актеров из Екатеринбурга – не прошло и получаса, как они отыграли в ТЦ «На Страстном» сложнейший спектакль и готовы снова в бой, причем образы свои за это время поменяли просто кардинально!!!

Не устаю произносить слова благодарности этим артистам!!! Сколько эмоций они нам дарят! Какой праздник для души почти каждый их спектакль!

Итак, 28 апреля, театр им. М.А. Булгакова, спектакль по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила», где она выступила и в качестве режиссера.



Премьера спектакля состоялась 28 июня 2015 года на сцене Центра современной драматургии на Тургенева, 20, Екатиренбург.

«Это полностью невыдуманная история, – говорит Светлана Баженова. — Это история моего отчима, которая была написана после смерти Зои Марковны, я даже не меняла имена героев».

Играют пьесу просто феерично Тамара Зимина!!! Олег Ягодин!!! Вера Цвиткас!!! Александр Вахов!!! Алиса Кравцова!!!

Перед нами квартира, в которой живет 100-летняя Зоя Марковна (Тамара Зимина) со своим 60-летним сыном Владимиром (Олег Ягодин, которого мы привыкли видеть в амплуа героев-любовников – Тригорин, Арбенин и т.д., здесь появляется ссутулившийся, в мешковатом костюме и очках, где одно стекло залеплено пластырем).


(фото со спектакля 28.04.19)

Воспитывала она его практически одна и нежной матерью ее при всем желании не назовешь:

«Он что, вместо математики сказки читал. И я тогда выгнала его на двор - крапиву топтать!.. «Вот, - говорю, - тебе сказки! Вот!» И у него с тех пор на ногах такая подошва - носки рвутся. Потом еще его воспитывала в том же духе. Он теперь весь сплошная подошва. Его теперь никакой лаской не возьмешь, ничем хорошим. Он в это все не-верит, не умеет, не приученный. Носки рвутся, в таком роде…»



Зоя Марковна чувствует себя никому не нужной и требует от Владимира постоянного внимания.



Владимир же и ждет ее смерти, как освобождения, и страшится ее. И перед нами разыгрываются сцены, где сын то таскает мать за шиворот, плюет на ее портреты на стенах, прикладывает к ним траурную ленточку, сетуя, что уже «9 дней отпраздновали бы!», а то бережно качает ее на коленях…



Откуда взялось довольно необычное название пьесы?

«У нас в селе, - рассказывает мать в очередной раз Владимиру, -когда приходило время умирать, доставали гроб с чердака - он был заранее припасен. Наряжались во все новое и укладывались в ящик. И так тихо уходили. Туда. В мир иной. Батюшки не было, уже наступил коммунизм. Бывало, что и не помирали. Улягутся в гроб, а смерть к ним и не приходит, в таком роде. Тогда вылезут из ящика, и обратно его на чердак. А что поделаешь? И наряд снимали. Назад в бедное одевались и шли гусей пасти».

Так вот, все, что дальше происходит в спектакле – это то самое «кормление гусей», которое случилось, потому что Зоя Марковна не умерла, хотя врачи давали ей в начале мая всего день-два… На дворе же уже пятнадцатое, а она «все никак»…

А Вдадимир уже высказал своему «другу» Потоцкому (Александр Вахов) желание «Хочется наконец-то пожить» и тот привозит ему из деревни славную девушку Женю (Алиса Кравцова), чрезвычайно яркий и колоритный персонаж!!!






И оживает, преображается на глазах рядом с ней Владимир!!!

l

И счастливая жизнь, невозможная и нежная, «сияет в глубине сцены видением юной девушки на велосипеде,



плачет песенкой «Не покидай меня, весна», легким паром поднимается над стаканом чая, на который дуют оба - Женя и Вова, сближаясь и так и не соединившись в поцелуе».



Но… рядом с любовью по закону жанра всегда присутствует коварство, не обошлось без него и здесь!!!




Рассказывать дальнейший сюжет не буду, только добавлю, что все персонажи пьесы глубоко несчастны. И каждый мечтает о лучшей жизни. Но грёзы остаются на словах. Им легче жить по привычке, чем перекраивать судьбу. Спектакль не даёт решения проблем, а лишь обличает их.

Светлана Баженова украсила свой спектакль образом эксцентричной уборщицы, одетой в кринолин, в исполнении гениальной Веры Цвиткас, доверив ей в начале пьесы познакомить нас с ее «героями», а в конце рассказать, чем же, собственно говоря, дело кончилось…





Спектакль получился очень глубокий, тонкий, заставляющий в очередной раз задуматься о вечных проблемах – первой и последней любви, мимолетности счастья, разрушительной силе зависти и последствиях материнской жертвенной любви.



Я очень благодарна сообществу moscultura, ЦСД (https://uralcsd.ru/6-kak-zoja-gusei-kormila.html) и театру им. М.А. Булгакова за возможность еще раз увидеть этот шедевр!!!

Видео сделаны мной 28.04.19


































Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments