Elena Smirnova (elena_2808) wrote,
Elena Smirnova
elena_2808

Categories:

«На дне» - спектакль-долгожитель Театра «На Юго-Западе»

Школьницей я была еще в прошлом веке, более того, до перестройки, то бишь в то время, когда свое мнение иметь не полагалось, надо было думать так, как решили партия и правительство. А я осмелилась в сочинении по пьесе М. Горького «На дне» написать, что мне очень понравился Лука и я считаю, что человек не может жить без веры, что когда-нибудь и в его жизни мелькнет свет в конце туннеля. А надо было петь дифирамбы монологу Сатина («Человек – это звучит гордо!..», «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!»).
В приватной беседе учительница литературы сказала, что ей было очень интересно читать мое сочинение, но … получила я за него лишь оценку «хорошо». В отличие от своей подруги, которая использовала при написании сочинения какую-то брошюрку с правильными мыслями, а попросту говоря – его списала. Как видите, прошло уже очень много лет, а детская обида не забыта.

И вот сегодня, посмотрев спектакль «На дне» Театра «На Юго-Западе», я торжествовала!!! В нем Сергей Бородинов (Лука) играет не хитрого, «себе на уме» проповедника, как трактовали этот персонаж в советское время, а психотерапевта, столь необходимого для обитателей ночлежки, людей с изломанными судьбами. И хотя в конце Евгений Бакалов (Сатин) и разражается своим знаменитым монологом, но звучит он у него совсем не пафосно, да и акценты в нем тоже сместились.

Браво Валерию Беляковичу!!!



Наивысочайший по мастерству, слаженный актерский ансамбль. И не мудрено, так как некоторые играют в спектакле без замены уже много-много лет!!! (премьера состоялась 8 июля 1996 года);

Минимум декораций – перед нами только несколько рядов двуярусных нар;

Полумрак ночлежки. Фирменный свет этого театра обозначает лишь контуры фигур ее обитателей и «выхватывает» актеров только на время исполнения ими монологов/диалогов;

Постоянное перемещение обитателей ночлежки по нарам, символизирующее, что и здесь, «на дне» – ЖИЗНЬ!

Белые одеяния на всех персонажах (как верхних этажей, так и «дна»);

Затишье, сменяемое или дракой, или дикой, безудержной пляской;

Тревога, царящая над сценой и слышимая в музыке (взята режиссером из старого фильма по «Процессу» Кафки плюс роковые стилизации народных мелодий).

Вот из всех этих составляющих и получился у Валерия Беляковича потрясающий спектакль!!!

Перед нами несчастные люди (но не сброд!!!), по разным причинам опустившиеся «на дно». И влачат они здесь свое жалкое существование без всякой надежды на будущее.

Живут – воспоминаниями. Барон (Вячеслав Гришечкин, которого я наконец-то увидела на сцене театра, а не в экране телевизора) рассказывает о беззаботной когда-то жизни. «Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты... кареты с гербами!»

Настя (очень оригинально исполнила эту роль Галина Галкина)



– о бывшей у нее якобы великой любви то ли с Раулем, то ли с Гастоном…

Актер (Александр Задохин) все твердит монологи из сыгранного им когда-то Гамлета.



А рядом умирает надорвавшаяся жена Клеща Анна (так пронзительно сыгранная Татьяной Городецкой),




продолжая при этом думать не о себе, а о муже – кормильце (Алексей Ванин).



Да и на верхних этажах ночлежки жизнь совсем не сладкая. Василиса (Ольга Иванова) ненавидит мужа, хозяина ночлежки (Константин Курочкин) и ревнует любовника – Ваську Пепла (Александр Наумов)



к своей сестре Наташе (Тамара Кудряшова).



И вот появляется странник Лука и дает каждому из них надежду, что не все потеряно, что жизнь еще можно изменить к лучшему, надо только захотеть!!!

И воспряли они! И появился у каждого из них лучик надежды!!!

Но… судьба, загнавшая когда-то их в ночлежку, вновь повернулась к ним спиной.

У зрителей, полюбивших обитателей ночлежки, не один раз за спектакль сердце кровью обливалось!!!

Спасибо огромное за удивительный и очень сильный спектакль!



За приглашение благодарю сообщество Москультура (moscultura, atlanta_s) и Театр «На Юго-Западе» (страница спектакля http://teatr-uz.ru/na-dne).

Фото с сайта театра. Видео поклонов сделано мной 10.06.19









Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments